Утильсбор бьет по карману: что изменится с 1 ноября

Утильсбор бьет по карману: что изменится с 1 ноября и как не попасть на деньги
Правительство готовит очередной удар по кошельку автолюбителей. С 1 ноября планируется радикально изменить правила расчета утилизационного сбора. Теперь сумма утильсбора для легковых автомобилей будет рассчитываться с учетом мощности двигателя, а не только объема, как раньше.
Что происходит с утильсбором сейчас
До сих пор все было относительно просто. Ввозишь машину на физлицо для личного пользования — платишь 3400 рублей за новую машину и 5200 рублей за автомобиль старше трех лет. Неважно, Toyota Corolla это или BMW X5 — ставка одинаковая. Такая система создавала лазейки, которыми активно пользовались импортеры дорогих автомобилей.
В Минпромторге давно чесались руки это исправить. По оценке ОАР, доля ввезенных таким способом автомобилей выросла с 1-50% в 2024 г. Особенно это касалось премиальных марок с небольшими турбомоторами и гибридов.
Новые правила игры
С ноября все кардинально меняется. Единственная сохраненная поблажка для частников касается машин с двигателями мощностью до 160 л.с. Для таких авто льготная ставка останется прежней.
А вот для более мощных машин начинается настоящий ценовой ад. Например, утильсбор на популярный кроссовер Geely Monjaro мощностью 238 л.с. с 1 ноября обойдется частному лицу в 952 тысячи рублей вместо нынешних 3400 рублей.
Еще хуже ситуация с гибридами и электромобилями. Утильсбор за гибридный кроссовер Li L7 (197 л.с.) с 1 ноября составит 1,83 млн рублей, а за электромобиль Zeekr 001 (225 л.с.) — 2,16 млн рублей. И это еще цветочки — к 2030 году эти суммы могут удвоиться.
Кого ударит сильнее всего
Изменения больше всего коснутся импорта из Китая и Кореи. У китайских и корейских производителей доля мощных автомобилей значительно выше — 59 % и 83 % соответственно.
Японские автомобили пострадают меньше. Более 95% импортированных в прошлом году автомобилей с правым рулём — это модели мощностью до 160 л.с. Большинство японских машин попадает под льготу, поэтому их цены вырастут не так драматично.
Зато китайские премиальные бренды и корейские модели подорожают существенно. Наиболее популярными марками стали Kia (17 270 шт., +70%), BMW (12 356 шт., рост почти в 3 раза), Hyundai (9278 шт., +70%), Mercedes (6593 шт., +80%) и Audi (3738 шт., +70%) из Кореи — именно они попадут под новые высокие ставки.
Что делать покупателям
Если планируете покупку автомобиля, стоит поторопиться. В сентябре и октябре стоит ожидать роста продаж, ведь покупатели будут торопиться взять машины до повышения утильсбора 1 ноября.
При выборе автомобиля теперь критически важна мощность двигателя. 160 лошадиных сил становятся магической цифрой. Все, что выше — резко дорожает.
Особенно внимательными нужно быть с электромобилями и гибридами. Их льготная ставка ограничена на уровне 80 л.с. номинальной 30-минутной мощности. Большинство современных электрокаров этот лимит превышают.
Честная работа в новых условиях
Наша компания продолжает работать в прямом импорте — возим и растамаживаем автомобили напрямую из Японии, Китая и Кореи на конечного покупателя. Это позволяет избежать дополнительных накруток и работать с прозрачным ценообразованием.
Перспективы рынка
Новые правила серьезно изменят структуру автомобильного рынка. За восемь месяцев 2025 года в Россию завезли почти вдвое меньше машин по параллельному импорту. С ноября падение может ускориться.
Иномарки станут заметно дороже, а российские и собранные в РФ китайские автомобили сохранят доступный ценовой уровень. Это часть стратегии поддержки местного автопрома.
Что в итоге
Новый утильсбор — это не просто повышение пошлины. Это инструмент перестройки всего автомобильного рынка. Маломощные японские автомобили сохранят доступность, а премиальные китайские и корейские модели станут роскошью для избранных.
Если планируете покупку мощного автомобиля — время поджимает. После 1 ноября ценники изменятся кардинально, и не в лучшую сторону. Рынок готовится к серьезной встряске, и покупателям лучше подготовиться заранее.